среда, 4 июля 2012 г.

Стратегии сетевых продаж

Собственно, на этом можно было бы и закончить обсуждение, сделав вывод, что сеть Интернет не только сложна с точки зрения применения маркетинга, но и не способствует, а более того, противится всяческим коммерческим предложениям товаров и услуг.
Но на самом деле это не так. Интернет, которая все еще находится в стадии разработки и в скором времени должна быть улучшена, является беспрецедентным, ценным, потенциально прибыльным инструментом маркетинга, только маркетологи должны быть готовы переосмыслить понятие маркетинга применительно к новым условиям.
Кажется, что это утверждение противоречит здравому смыслу, однако оно основано на четком понимании того, что значит быть в Сети.
Маркетолог, считающий свой товар изолированным, независимым и самодостаточным, обречен на провал. Но для того, кто смотрит на товар
как на неотъемлемую и ценную часть единого целого и считает потребителей партнерами по бизнесу, а не «целями маркетинга», Интернет станет ключом к успеху.
Для того чтобы понять это, необходимо выяснить, как попадают пользователи в Интернет и как они там работают.
 
Два вида покупателей

В упрощенном варианте всех пользователей Интернет можно разделить на «волков» и «овец», а точнее, на «охотников» и «наблюдателей».
Как и при любом обобщении, тут стоит сделать оговорку «как правило».
Кто то действительно четко попадает в одну из категорий, кто то может
воплощать в себе сразу обе. Но чтобы разработать адекватный маркетинговый подход к каждой группе, одних пользователей необходимо отличать от других.
«Охотники»
«Охотники» приходят в Интернет, имея более или менее ясные цели; они знают, какую информацию ищут. Такие люди редко преследуют
коммерческий интерес, то есть у них нет намерения совершать покупку
или даже просто просматривать торговые предложения. Напротив, в
большинстве случаев «охотники» пытаются решить какую либо проблему, выполнить задание или найти ответ на вопрос. Например:
«Весной я еду в Европу и хочу знать, что взять с собой».
«Мне нужна информация о виллах — смогу ли я это себе позволить?»
«Я хочу знать, можно ли принимать это лекарство вместе с аспирином».
«Я люблю слушать музыку на компакт дисках. Что есть в Web на эту тему?»

Разница та же, что и между необходимостью проделать отверстие в стене и желанием купить дрель. «Охотники» часто пользуются различными программами поиска. Через подчеркнутые слова пользователь переходит к страницам WWW или другим объектам Интернет.
«Наблюдатели»
В противоположность «охотникам» «наблюдатели» в основном
путешествуют по Интернет ради игр и развлечений. Ими руководит
стремление найти что то новое и интересное (а если учесть, что ежемесячно в Web появляется от 1500 до 2000 новых узлов, то есть что поискать). «Наблюдатели» переходят от одного узла к другому, пользуясь элементами гипертекста как независимым средством связи, и неожиданно
обнаруживают нечто любопытное. Иногда они заносят адрес такого места в свой «список любимых страниц Интернет» с помощью программы
просмотра, чтобы впоследствии быстро обратиться к нему. Именно с
просмотра такого списка многие «наблюдатели» начинают свой следующий визит в Интернет. Можно предположить, что в среднем «наблюдатель» проводит в Сети около 20 минут в день. Так как его интерес основан на новизне, пик активности, как правило, приходится на первый
месяц работы в сети или около того, а в дальнейшем выходы приобретают случайный характер.
Найдите свое место! Задача маркетолога, работающего в Интернет, заключается в особой стратегии размещения ссылок на свой электронный магазин: ими должны воспользоваться и «охотники», и «наблюдатели». На сегодняшний день существует лишь несколько способов сделать это.
Самый простой способ привлечь внимание «охотников» — это включить информацию о своем магазине как минимум в одну программу поиска в Web. Они просматривают Web на предмет наличия определенной информации на WWW страницах и затем строят связи с последними. Результатом являются списки адресов, содержащих сведения по данной теме, а зачастую, и отрывки текста с первых страниц найденных узлов. Некоторые программы добавляют различные замечания, сделанные создателями страниц.
Учитывая особенности механизма поиска многих программ, вам следует создавать свои страницы так, чтобы они как можно больше рассказывали о вашей деятельности. В частности, уделяйте особое внимание информации, которую HTML редактор помещает в начале страницы. В этом месте содержатся атрибуты TITLE, BASE, ISINDEX, LINK и META. Именно по ним программы организуют поиск информации.
При добавлении информации в такие пункты постарайтесь делать это тщательно и аккуратно. Если вы продаете, скажем, компакт диски, то включите слова, ассоциирующиеся с этой темой: «музыка», «классика», «джаз», «рок», «аудио», «стерео» и так далее.
С «наблюдателями» дело обстоит сложнее. Здесь возможны два варианта, каждый из которых способен принести удачу. Один основывается на теории, что в будущем Web превратится в несколько «тематических центров», то есть пользователи с определенными запросами будут обращаться в один из таких центров. Для того чтобы это не сказалось на вашем бизнесе, вы можете создать связи с внешними страницами. Понять
важность объединения с другими объектами в Web помогает следующее
определение сети: «взаимосвязанная цепь, группа или система». Если вы
продаете CD, вам стоит создать прямые и обратные связи с узлами Интернет, имеющими отношение к музыке. Построение таких связей не является обязательным условием, оно часто происходит спонтанно, без
предварительной подготовки.
Даже конкурентам (то есть тем, кто тоже продает диски) стоит задуматься над созданием подобных соединений (пользователи все равно рано или поздно обнаружат и вас, и конкурента, между тем в условиях Сети конкуренция строится не на сокрытии информации, а на способности наилучшим образом предложить товар или услугу).
В поисках «наблюдателей» не стоит также забывать и о возможном участии в телеконференциях. По всей Сети насчитывается более десятка
тысяч соответствующих групп, у каждой из которых есть своя тематика.
Найдите ту, что наиболее соответствует вашему бизнесу, и подключитесь
к ней. Для продавца компакт дисков, например, подходят конференции,
содержащие в своем названии фрагмент alt.music.
Ударение на словах «принять участие» было сделано потому, что именно это — оптимальная линия поведения. Явные попытки предложить свой товар и невнимание к теме разговора приведут лишь к совершенно нежелательным результатам вроде бойкота или «сжигания». Помимо намерения продать товар, надо внести в диалог еще что то. Если вы
занимаетесь бизнесом (пусть музыкальным, раз уж мы начали эту тему),
вам необходимо заинтересовать покупателей. Вы не нарушите правил
этикета, если вместо подписи под сообщением укажете свой адрес электронной почты или URL, но делать это следует с осторожностью.
Вся информация, предоставляемая коммерческими (и другими)
пользователями, должна иметь определенную значимость и вызывать
интерес. Прямые торговые предложения и самопродвижение не допускаются. Данные, относящиеся к товарам и услугам, должны маскироваться информацией, соответствующей месту, в котором вы хотите предложить свой товар. Приемлемыми средствами Интермаркетинга
являются лишь проявление внимания к запросам покупателей (по технологии производства, использованию товара и так далее) и ответы на них.
Можно сообщать покупателям об источниках (в Интернет или за ее пределами), в отношении которых может быть получена дополнительная
информация.
Коммерческим организациям не следует давать «в эфир» рекламу или начинать диалог с предложения покупки.
 
Сначала давать, потом получать
Сеть Интернет рождалась как средство обмена информацией; на этом основана вся ее структура, так что вы должны научиться думать об
электронной коммерции как о сдержанном и даже скрытном поведении.
Ваш магазин должен отражать эту концепцию. Еще раз обратимся к торговле компакт дисками — помимо собственно торговли и распространения каталогов, такой магазин должен бесплатно  предоставлять следующую информацию:
обзоры;
образцы различной музыки (но не забывайте об авторских правах);
дискографии;
интервью с музыкантами и тому подобное;
доски объявлений (хотя это еще не очень распространено в Web).

Если альтруизм чужд вашей натуре, постарайтесь оценить преимущества такого подхода:
 он увеличивает посещаемость (и даже обеспечивает повторные посещения);
 он плодит слухи в сообщениях электронной почтой и конференциях («А ты видел то место...»);
 он создает доброе отношение;
 он вызывает интерес и формирует группу информированных потребителей, готовых к покупке.

Помните о среде, в которой вы находитесь: чем больше связей, чем больше визуальной и вербальной информации вы предоставите, тем больше будет объем продаж.

Чем бы вы ни торговали, вы продаете информацию

Историки любят давать эпохам названия: «золотой век», «космический век» и так далее. Сегодняшний день называют «веком информации». Для нас неважно, скрывается ли что то за этим понятием или нет.
Важно, что любые торговые операции с любыми товарами являются процессами обмена информацией.
В электронном магазине покупатель рассчитывает найти полную,
тщательно подобранную и полезную информацию о товаре, услуге, компании и отрасли. Это означает, что все предметы должны быть тщательно разбиты на категории и описаны (а по возможности еще и дополнены фотографиями или рисунками). Следует также предоставить дополнительную информацию о производстве, равно как и сведения о скидках, гарантиях и сроках службы. Условия продажи должны быть сформулированы ясно и четко.
Необходимо, чтобы информация была не только полной, тщательно подобранной и полезной, но еще и свежей. Попав к вам во второй раз, пользователь в идеале должен увидеть что то новое. Если в течение
длительного времени в магазине не происходит никаких изменений, то
повторные визиты вряд ли принесут вам пользу.
Частота обновления информации, конечно, зависит от вида товара, который вы продаете. Если он не подвержен частым изменениям (или не изменяется вообще), то должна меняться сопутствующая информация. Не обязательно заниматься этим ежедневно, но еженедельные или
ежемесячные перемены наверняка привлекут внимание, особенно со
стороны «наблюдателей». Вы также можете предложить покупателям
подписаться на свой список рассылки. Никогда не вносите их в число
подписчиков по собственной воле, если только это не входит в условия
предоставления дополнительной информации. Все данные в списках
рассылки должны быть крайне информативны и сжаты. (Многие пользователи платят за получение сообщений, поэтому не доставляйте им лишних забот и затрат). Лишняя электронная почта оставляет неприятное
впечатление. Человек должен всегда иметь возможность отказаться от
списка рассылки.

Партнеры, а не «цели маркетинга»
Большинство маркетологов имеют дело с множеством потребителей, представляя их в виде «целевого сегмента», от которого можно получить какой то толк. Хотя эта концепция оправдывает себя при анализе и
изменении товарного ассортимента, по отношению к пользователям интерактивной среды с двусторонней связью под названием Интернет она
совершенно неприменима. В отличие от всех предшествующих средств
распространения информации, Интернет предполагает наличие обратной связи. В данной среде на первый план выходят отношения, то есть
процессы «отдачи» и «получения», протекающие между вами и потребителем.
Из этого следует, что шаблонные предложения, рассчитанные сразу на всех пользователей, не принесут результата. При определении
потребностей покупателей следует учесть интерактивный характер Интернет и создать возможность немедленной реакции на любые проявления недовольства или обеспокоенности. При анализе профилей сегментов рынка, состоящего из пользователей Интернет, вы должны принять во внимание их обособленность, индивидуальность. Об этом никогда не забывает ни один пользователь.
Если вы создаете список рассылки — неважно, с помощью подписки или для предоставления информации о продажах, — обязательно укажите, что имена получателей появятся в определенных списках. Так же стоит поместить информацию о назначении этих списков: уточните, зачем они вам нужны — для платной или бесплатной рассылки, анализа или передачи третьим лицам. Для сбора сведений о пользователях в условиях сети вполне подходит обещание, что эта информация не будет передаваться посторонним (за исключением случаев, предусмотренных законом). А данные подобного рода станут важным активом вашей компании — их не следует продавать или предоставлять всем желающим.
 
Другие средства
Люди, связанные с миром Интернет, подчас забывают, что это не
единственное и даже не самое важное средство распространения идей и
информации. Газеты, журналы, телевидение и радио сохранили свои позиции, в том числе и в деле распространения сведений о товарах и услугах.
Несмотря на научно технический прогресс, новые средства коммуникации не смогли полностью вытеснить старые, наоборот, они отлично уживаются друг с другом. TV Guide — печатное издание, рассказывающее об электронных средствах информации; книги рекламируются в журналах; из газет мы узнаем о репертуаре кинотеатров. То же справедливо и в отношении Интернет. Она не заменит традиционные средства рекламы товаров и услуг, которые как нельзя лучше подойдут для того, чтобы сообщить потребителям о том, как вас найти в электронном мире, и пробудить интерес. Конечно, придет день, когда адреса e mail и URL станут неотъемлемой частью рекламного обращения, однако сейчас это,
скорее, повергнет рядового потребителя в недоумение.
Фраза «маркетинг в Интернет» бессмысленна, так как традиционные стратегии маркетинга беспомощны в принципиально новой среде.
Из вышесказанного следует, что только новые методы способны принести желаемые результаты — в этом и заключается важность их разработки. Интересно, что они приводят к ряду парадоксов:
 торговля происходит за счет дарения (информации);
 альтруизм соседствует с корыстью;
 конкуренция часто принимает вид кооперации.

Умелым маркетологом можно назвать того, кто понимает и использует эти парадоксы в собственных целях (и в целях всех остальных пользователей Интернет).

Комментариев нет:

Отправить комментарий