среда, 4 июля 2012 г.

Российская электронная коммерция

Общая схема электронного магазина
Через сеть Интернет покупатель при помощи броузера заходит на web сайт интернет магазина. Web сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров (с возможностью поиска) и необходимые интерфейсные элементы для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Интернет,
оформления доставки, получения информации о компании продавце и
онлайн помощи.
Регистрация покупателя производится либо при оформлении заказа, либо при входе в магазин. После выбора товара от покупателя требуется заполнить форму, в которой указывается, каким образом будет
осуществлена оплата и доставка. Для защиты персональной информации
взаимодействие должно осуществляться по защищенному каналу (например, по протоколу SSL 3.0). По окончании формирования заказа и
регистрации вся собранная информация о покупателе поступает из электронной витрины в торговую систему интернет магазина.
В торговой системе осуществляется проверка наличия затребованного товара на складе, инициируется запрос к платежной системе.
При отсутствии товара на складе направляется запрос поставщику, а покупателю сообщается о времени задержки. В том случае, если оплата осуществляется при передаче товара покупателю (курьером или наложенным платежом), необходимо подтверждение факта заказа. Чаще всего это происходит посредством электронной почты или по телефону.
При возможности оплаты через Интернет, подключается платежная система.
После сообщения о проведении онлайн платежа торговой системой формируется заказ для службы доставки. Торговые системы электронных магазинов на практике редко бывают полностью автоматизированными. Легкость совершения покупки имеет и обратную сторону: увеличение количества ошибок пользователя (особенно при невразумительном дизайне электронной витрины и отсутствии онлайн помощи) — а это существенные потери для магазина. Поэтому зачастую требуется проверка менеджером каждого отдельного факта заказа. Исключение составляет лишь продажа информационного продукта, которой можно доставить с минимальными издержками непосредственно через Интернет.
Можно утверждать, что основные проблемы электронной коммерции лежат на стыках Интернета и реальной деятельности. В обычной торговле покупатель привык к тому, что есть возможность оценить товар визуально, определить его качество и характеристики. В электронной торговле он такой возможности лишен. Максимум, на что он может рассчитывать, это фотография товара и перечисление его характеристик. Зачастую этой информации достаточно, но здесь вступают в действие эмоциональные и психологические факторы.
Большинство электронных магазинов имеют проблемы с доставкой  товаров, особенно если цена товара невелика. Проблемы также возникают при необходимости оплатить товар в электронном магазине. Тому есть множество причин: недоверие граждан по отношению к банковской системе, в целом, и безналичным платежам, в частности, — как результат нестабильности экономической ситуации в стране; неурегулированность организационных и правовых вопросов электронных платежей; неуверенность в безопасности проведения транзакций через Интернет.

Торговая Интернет система
В общем случае техническую сторону любого интернет магазина можно рассматривать как совокупность электронной витрины и торговой системы.
Электронная витрина предназначена для выполнения следующих задач:

 предоставление интерфейса к базе данных продаваемых товаров (в виде каталога, прайс листа);

 работа с электронной «корзиной» или «тележкой» покупателя;

 регистрация покупателей;

 оформление заказов с выбором метода оплаты и доставки;

 предоставление онлайн помощи покупателю;

 сбор маркетинговой информации;

 обеспечение безопасности личной информации покупателей;

 автоматическая передача информации в торговую систему.

Витрина электронного магазина располагается на интернет сервере и представляет собой Web сайт с активным содержанием.
Основа витрины электронного магазина — каталог товаров с указанием цен, который может быть структурирован различными способами (по категориям товаров, по производителям), содержать полную информацию о характеристиках каждого товара и даже его изображение.
Выбрав понравившийся товар, пользователь помещает его в «корзину»
или «тележку». «Корзина» представляет собой некоторое приближение
корзины в реальном универсаме, то есть, список продуктов, которые оплачиваются и доставляются вместе, одним пакетом (что позволяет снизить затраты на доставку). В любой момент до окончательного оформления заказа покупатель может отредактировать содержимое корзины и количество товаров каждого вида.
Процесс регистрации может инициироваться системой до или после выбора товаров из каталога. Оба способа имеют свои преимущества.
Ввод регистрационных данных после выбора товаров позволяет покупателю сэкономить время в том случае, если он не принял решения что либо купить в этом электронном магазине. Способ, при котором ввод данных производится в самом начале, выгоден продавцу тем, что позволяет легко отслеживать предпочтения конкретного покупателя при повторном посещении магазина и, учитывая их, повышать качество обслуживания (например, выводится сразу та часть каталога, которая ранее заинтересовала клиента). Существует и компромиссный вариант, когда, ввод регистрационной информации происходит после выбора товара, а в кэше броузера покупателя сохраняется файл Cookies, который используется при последующем подключении и передает информацию на сервер интернет магазина. При этом может снижаться степень защищенности персональной информации (в частности, информации о предпочтениях) покупателя.
Зачастую электронная витрина и является собственно интернет магазином, а вторая важная часть, электронная торговая система, просто
отсутствует. Все запросы покупателей поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес процессы электронного магазина полностью повторяют бизнес процессы предприятия розничной торговли. Таким образом, интернет витрина является инструментом привлечения покупателя, интерфейсом для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.
Автоматизация торговли становится выгодной только с ростом масштабов бизнеса. До тех пор, пока несколько человек без особых усилий справляются с ручной обработкой заказов покупателей, особенно если цена каждого отдельного заказа относительно низка или количество покупателей невелико, проще всего организовать интернет магазин именно таким образом. Но для фирм, проводящих сотни транзакций в день и ориентированных на бизнес в Интернет это решение неприемлемо.

Системы оплаты
Варианты оплаты купленного товара зависят от способа доставки.
В целом их можно разделить на оплату в момент получения товара (при
доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин) и на предварительную оплату (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс почтой, магистральным транспортом).
К варианту предварительной оплаты можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счету покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).
При изучении услуг, предлагаемых, электронными магазинами в
российском сегменте Сети, были выделены следующие наиболее распространенные способы осуществления платежей:

 оплата наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;

 оплата банковским переводом, то есть, перечислением средств на расчетный счет (для иностранных граждан — валютный счет) электронного магазина;

 наложенным платежом — оплата производится в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;

 почтовым (телеграфным) переводом;

при помощи кредитной карты VISA, EuroCard/MasterCard, JCB, Diners Club;

при помощи системы CyberPlat;

через систему ASSIST;

при помощи платежной системы ЭлИТ;

при помощи системы Instant!;

через систему CASHEW;

через систему Interrussia;

при помощи системы WebMoney;

при помощи системы PayCash;

через систему ТЕЛЕБАНК;

через систему ГРАДО.

Способы доставки товара
При изучении Интернет магазинов были выявлены следующие способы доставки товаров покупателю:

 международной курьерской службой;

 собственной курьерской службой магазина или при помощи профессиональной курьерской службы;

 почтой (по предоплате или наложенным платежом);

 доставка с использованием магистрального транспорта;

 международной почтовой службой;

 самовывоз — клиент приезжает за заказанным товаром сам;

 доставка по телекоммуникационным сетям — для информационного содержания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий